poroshok
Маргарет Митчелл "Унесенные ветром"


Где-то и когда-то я слышала, что «Унесенные ветром» это любовный роман. И, с тех пор, так и привыкла думать. Пока не открыла эту книгу. Так вот, это не любовный роман. Это кусок истории Соединенных Штатов Америки, рассказанный женщиной. Война между Севером и Югом глазами проигравших.

Первые страницы романа действительно наводят на мысли о «легком чтиве»: мирная жизнь аристократии Юга, с пикниками и охотами. Жизнь, где самым большим огорчением бывает отказ объекта любви. И следующие страницы действуют как ушат холодной воды: потому что дальше война, гибель друзей и родителей, поместья, оставленные на разграбление мародерам, голод и отчаянное желание выжить. И вся прежняя беззаботная жизнь, целое поколение земельных аристократов Юга, умевшее только жить трудом своих рабов – все будет унесено ветром перемен.

Нельзя сказать, что весь роман Маргарет Митчелл - это сожаления об утраченном. Просто писательница признает, что это поколение с его идеалами - потеряно. Да и не все так гладко было с этими идеалами: отношение к женщине, от которой общество требует «быть милой», вечно затянутой в корсет, с улыбкой взвалить на себя все заботы о доме и делах, позволив своему мужу развлекаться. Что будет с этими мужчинами и женщинами, когда они столкнутся с серьезными испытаниями? Мужчина(если он выживет, конечно) не выберется из сожалений о прошлом, где можно было ничего не делать и быть славным – как это случилось с Эшли Уилксом. А женщина – станет кем-то вроде Скарлетт О`Хара, «женщиной, которая больше ничего не боится».

Сложно обвинить Скарлетт в жесткости, а иногда – в жестокости. Разумеется, она могла бы быть истинной леди, если бы кто-то вместо нее работал в поле. Она могла бы быть милой, если бы кто-то другой добывал деньги для ее семьи. И, разумеется, она была бы «украшением дома», если бы не пришлось защищать этот дом от мародеров.



Саймон Кларк "Кровавая купель"


Эту книгу я проглотила буквально за несколько часов. Сюжет ее держит в напряжении все время чтения, заставляя лихорадочно перелистывать страницу за страницей, чтобы узнать: что будет дальше с героями? Они вообще выживут? Выживут. Но не все.

Вначале все кажется невозможным и нелепым: все взрослые вдруг начали убивать своих детей. Что это: вирус, массовое сумасшествие или просто дурной сон? И если сон, то когда мы все проснемся? Саймон Кларк поднимает со дня подсознания глубоко зарытый детский страх: что если мои родители перестанут меня любить? И строит на этом страхе захватывающую и пугающую историю. Если хочешь хорошо напугать человека – покажи ему самого себя. В этой книге самое страшное – не взрослые, которые начали непонятно себя вести и охотиться на своих детей. Скорее, сами дети и подростки, сохранившие рассудок, но утратившие связь с цивилизацией, из которой вышли. Как мало, получается, нужно человеку, чтобы утратить человеческий облик. А еще страшней – бессознательное, могучая и темная сила, которую уцелевшие называют богом. И, кажется, - не без оснований.

Единственное, что смущает – выводы автора. Неужели, книга была написана только для того, чтобы популяризовать идеи Юнга? Если так, то он написал про коллективное бессознательное более подробно, хотя и не так леденяще душу.


Бёрнетт Фрэнсис "Маленький лорд Фаунтлерой"


Сюжет этой книги прост и незатейлив: обычный мальчик по имени Седрик, живущий в Америке, в силу обстоятельств становится единственным наследником своего деда, лорда Фаунтлероя. Но есть один минус: Фаунтлерой-старший – старик с отвратительным характером и устаревшими взглядами на жизнь и, к тому же, ни в какую не хочет примириться с существованием матери мальчика. Но, естественно, воспитание деда не сможет испортить Седрика – даже со свалившимся на него богатством и титулом он останется собой – счастливым ребенком, наивным и верящим в лучшее в людях. И все так же будет влюблять в себя всех встречных – от чистильщика обуви до старого лорда Фаунтлероя.

Эта книга учит, в первую очередь, детей смотреть на мир с надеждой и оптимизмом, видеть в людях лучшее и, не смотря ни на что, надеяться на это лучшее в глубине самой неприглядной человеческой души. И, в определенном возрасте, слово писательницы упадет в благодатную почву.

Эта книга учит и родителей, казалось бы, очевидному – чтобы воспитать «маленького лорда Фаунтлероя» нужно любить своего ребенка, верить в него и доверять ему.
А прочие внимательные читатели найдут в книге идеи социализма. : )

Единственная и маленькая ложка дегтя: дочитав книгу, я задалась вопросом – а нужно ли прививать детям такие установки, несовременные и, мягко говоря, не везде работающие? Должен ли человек всегда ставить интересы других превыше собственных, никогда не называть самодура – самодуром, а подлеца – подлецом? Это не тот вопрос, который нужно поднимать в детской книге и, к тому же, он не имеет однозначного ответа.


Клара Фехер "Я совсем не получаю писем" и "У меня будет остров"


Эта рецензия сразу на две книги венгерской писательницы Клары Фехер – «Я совсем не получаю писем» и «У меня будет остров».

Две коротких повести, в которых говорится о важных для любого ребенка вещах – потребности в дружбе и потребности в личном пространстве.

Главный герой обеих повестей, второклассник Жолт Ковач учится дружить, выполнять данные обещания, мечтать и стремиться к своей мечте. И, разумеется, переживает приключения в мире детства, когда все деревья большие, а пустая кладовка в собственном доме кажется необитаемым островом.

Обе книги читаются легко и, как и все хорошие детские книги, не становятся скучными, если читать их, будучи взрослым. Обе повести, объединенные одной идеей, воспринимаются, как две части одного произведения и, прочесть их друг за другом не составит труда даже для ребенка.

К тому же, те, кому посчастливилось иметь обе книги в бумажном варианте, получат приятный бонус – множество прекрасных иллюстраций. Пример