«…Я всего лишь хотел сеттинг, который я мог бы использовать как вместилище всякой всячины, в которое мог бы бросить все, что мной придумано... «Нью-Кробюзон» не был спланирован, он сгустился из беспорядка в моей голове».


Цитата, выдернутая из интервью Мьевиля


Эта книга затягивает с первых строк. Вопреки языку, который может показаться тяжелым и полным избыточных конструкций. И читается… нет, не на одном дыхании. «Нью-Кробюзон…» - не из тех книг, которые можно проглотить за одну ночь(и забыть). Эту книгу стоит перечитывать.


Автору удалось создать действительно ни на что не похожий, проработанный до мельчайших деталей мир, «центр» которого – Нью Кробюзон, огромный трущобно-промышленный мегаполис, в котором есть и элементы стимпанка, и черты реальных городов Европы 19в. Трущобы и гетто, организованная преступность и безумный маньяк Джек-полмолитвы(явный намек на другого Джека, несколько лет терроризировавшего Лондон), диссиденты и рабочие движения… Город здесь не просто «сеттинг», в котором происходит действие – он живет своей собственной жизнью. Пожалуй, Нью-Кробюзон – один из главных героев романа.


Мир Бас-лаг поражает многообразием существ, причудливых и, порой, пугающих: жукоголовые хепри, люди-кактусы, крылатые гаруды, «переделанные» - люди с вживленными частями механизмов или конечностями животных, огромный паук, мотыльки, способные уничтожить целый город… С развитием действия на страницах романа появляются все новые и новые существа, будто бы сошедшие с картин Босха или воплотившиеся из бредовых видений, вызванных «сонной дурью».


В целом, созданный Мьевилем мир мог бы стать вселенной для прекрасной игры в стиле стимпанк или антиутопия. Удивительно, почему создатели игр все еще не обратили на Нью-Кробюзон внимание?


Сюжет в романе имеет второстепенное значение. Его развитие здесь определяется миром, а не наоборот. Айзек, «подпольный» ученый, пытается вернуть способность летать гаруде, лишенному крыльев в наказание за преступление, и, в результате, едва не приводит мир к гибели.


спойлер!

Не смотря на «экшн», это не развлекательная книга. О чем она? Возможно, об ответственности ученого за свои изобретения. Или о том, не всегда нужно «делать, что должен, и будь, что будет», а некоторые преступления ни в коем случае не нужно прощать.


Эта книга не для тех, кто ждет безусловного хэппи-энда и готов к бесконечным сиквелам-приквелам-вбоквелам. Не для тех, кто ищет в чтении спасение от суровой действительности – ведь действительность «Нью-Кробюзона…» ровно так же сурова.

Эта книга для любителей стимпанка и огромных проработанных миров, достойных своего путеводителя, бестиария или даже энциклопедии. Для тех, кто считает, что в литературе, как и в жизни, есть место победам и поражениям, радости и страху, мимолетной удаче и большим разочарованиям.


Комментарии
08.02.2014 в 01:05

Рада, что Вам понравилось! Я советчик, если что)
26.02.2014 в 21:35

Tania Rilgerd, действительно отличная книга) на самом деле, о ней еще много можно было написать, но это влезло бы в рамки отзыва

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail